История обережной подковы
О том, что подобранная на дороге подкова обладает свойством приносить счастье, знают все, даже те, кто в это не верит. Поскольку в наши дни на дороге можно найти все что угодно, кроме подковы, так как это большой дефицит, любители амулетов легко соглашаются на ее уменьшенную копию, прикрепленную к браслету, цепочке или связке ключей от автомобиля.
Еще в начале века подкова, прибитая у входа в дом, была не просто данью уважения к старинным обычаям и тем более не элементом моды, а вполне обиходной вещью: она должна была охранять от всяких напастей, приваживать желанных гостей.
Царь Николай II считал себя человеком исключительно счастливым, потому что часто находил подковы. Во дворце была устроена специальная комната, куда он помещал всякую вновь найденную подкову, снабжая ее примечанием: где, когда и при каких обстоятельствах найдена. «Счастливый» император так и не узнал, что асе подковы подбрасывала ему свита, стремившаяся обеспечить хорошее расположение духа своему государю.
Примерно полторы тысячи лет назад коллекцию подков на дорогах Европы нельзя было собрать даже методом Николая II. Лошадей тогда не подковывали, а при необходимости на копыта надевали что-то похожее на плетеные из травы лапти. Человек, подобравший в дорожной грязи одну из первых подков, чувствовал себя счастливым не без основания: а его руках оказывался предмет из довольно дорогого по тем временам материала — железа.
Подковывание лошадей повсеместно распространилось только в XIII веке. Но, перестав быть редкой и дорогой, подкова полностью сохранила авторитет своего магического происхождения. Ведь ее, как фокусник, доставал из огня кузнец, чье ремесло издавна считалось немыслимым без постоянного противоборства с нечистой силой. Помните, как гоголевский кузнец Вакула в ночь перед рождеством оседлал черта?
Чего только не приходилось делать кузнецу в легендах и мифах разных народов. Порой ему доставалась даже роль верховного божества или а крайнем случае посредника между небесными и подземными силами, а уж «выковать» голос, счастливую судьбу — такой работы всегда хватало. О том, какую профессию считали предки самой престижной, спорить не приходится: фамилия, производная от слова «кузнец»,—Кузнецов, Смит, Ковальский…— встречается по всему свету чаще других.
Но у подковы, как у магнита, два полюса. И если один — это кузнец, то другой — конь, верный помощник в борьбе с врагом и с любыми самыми темными силами. Быстрый конь и удача, спасение, добрая весть в народном сознании всегда были рядом. До сих пор вершину кровли называют «коньком», оттого что наши предки и в самом деле венчали свои жилища деревянными фигурами коней, чтобы отогнать подальше от дома злых духов.
Все, за что почитали и кузнеца, и коня, воплотилось в подкове. Ее магическую силу укрепило и сходство с ободком луны, таинственной хозяйки ночного неба, испещренного звездными знаками судеб. Луна в древности была особо чтимым божеством. В греческой мифологии Селена изображалась на колеснице или верхом на небесном коне. Лунный календарь, предшественник солнечного, сохранился в некоторых странах до настоящего времени.
Конечно, теперь уже трудно отнести подкову к разряду фетишей (от португальского слова фейтишо — зачарованная вещь), то есть предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Для большинства из нас — это просто устойчивый поэтический образ, традиционный символ счастья.